Польские правки к Холокосту

Историю пишут победители, а следующее поколение ее переписывает. «Википедия», как источник нейтральной информации, оказывается не исключение. Ее постоянно пытаются переписать, исказив исторические факты.

Польские правки к Холокосту

Если в былые времена для смены буквально нескольких строчек приходилось изымать целые тиражи справочников, то теперь в эпоху сплошной цифровизации, все стало намного проще. Достаточно просто вымарать в «Википедии» неудобный текст и вставить вместо него тот, который удовлетворяет современные запросы.

Россия и Америка постоянно переписывают свою значимость в победе во Второй Мировой войне, Украина пытается оправдать исторических преступников, Польша…

По этому поводу недавно разгорелся скандал, связанный с группой польских авторов, намеренно искажавших факты еврейско-польских отношений в период Холокоста. Арбитражный комитет «Википедии», изучив работу польских редакторов сайта, заметил, что в уже имеющиеся тексты внесены правки, которые преуменьшали участие граждан Польши в уничтожении евреев во время Холокоста. Всего за этим делом было замечено 11 авторов, правда, санкции ввели лишь против троих из них, запретив редактировать им статьи на тему Холокоста.

Собственно, сознательная подчистка фактов польскими редакторами началась не вчера, а длилась в продолжение нескольких лет при абсолютном бездействии Арбитражного комитета «Википедии». Так продолжалось бы и дальше, если бы не исследовательская работа, произведенная сотрудниками Калифорнийского университета Чепмена и университета Оттавы Ширы Кляйн и Яна Грабовского. После публикации данного исследования Арбитражному комитету «Википедии» не оставалось ничего другого, как начать разбирательство. Оно подтвердило информацию Кляйн и Грабовского, и трем из 11 уличенных манипуляторов было запрещено редактировать тексты, посвященные теме Холокоста.

Решение Арбитражного комитета «Википедии», мягко говоря, половинчатое, ведь наказанию подверглись лишь некоторые из уличенных манипуляторов. Да и то, им запретили редактировать лишь тексты, посвященные теме Холокоста. Работа же по любой другой тематике для них продолжает быть доступной. В отношении остальных редакторов нет даже таких, очень сомнительных ограничений, и они могут продолжать редактировать любые тексты, в том числе и на тему Холокоста. Просто данные манипуляции будут производиться более аккуратно, а информацию обязали сопровождать ссылками.

А, собственно, что такое произошло, и почему это представители Польши внезапно так рьяно взялись переписывать историю? Просто в 2018 году в стране был принят «Закон о Холокосте». Согласно ему, любое упоминание о причастности поляков к работе на оккупантов, а также об информировании их о местах укрытия евреев, могло повлечь судебное преследование, грозившее трехлетним тюремным сроком. Мало того, наказанию могли подвергнуться даже люди, неосторожно написавшие фразу «польские лагеря смерти» относительно Освенцима, Треблинки и им подобных заведений, построенных немцами на территории Польши.

Быть может, для современной польской общественности подобный подход к получению информации о прошлом и является щадящим их самолюбие, но что же тогда делать с реальными фактами? При всем том, что многие поляки помогали евреям выживать в той обстановке, на два порядка большее число их сотрудничало с немцами ради получения продуктового набора. Они передавали оккупантам информацию о скрывающихся евреях, а то и вовсе помогали их ловить. Теперь, после вступления в силу «Закона о Холокосте», в Польше будет доминировать только «правильный» взгляд на данную тему. Вся остальная информация, а также авторы, ее подавшие, будут дискредитироваться.

Таким образом, в раздел закрытых сведений попадает факт о 219 задокументированных антисемитских погромах, произошедших не когда-нибудь, а в период 1939-1945 годов, то есть, во время немецкой оккупации страны. Главными действующими лицами в них выступали именно поляки. Если же брать отдельные случаи, когда граждане Польши писали доносы, участвовали в работе концлагерей, в качестве гражданских сотрудников обслуживали газовые камеры, то их даже трудно подсчитать.

Интересно, что и после окончания войны, когда, казалось бы, нацизм уже побежден, в польском местечке Кельце произошел кровавый еврейский погром. 4 июня 1946 года поляки убили 42 еврея, изувечив еще свыше 80 человек. Среди убитых, кстати, были дети и беременные женщины. А толпу погромщиков возглавлял сержант местной милиции. Причем, что показательно, лозунгом погромщиков был слоган «Завершим работу Гитлера!». Сейчас же публикация об этом событии повлечет за собой уголовное преследование.

Собственно, уже упомянутый Ян Грабовский попадал в жернова судебной машины, опубликовав в 2018 году совместно с профессором Барбарой Энгелькинг книгу «Ночь без конца». В ней описывается случай предательства старосты восточнопольской деревни Малиново, выдавшего немцам укрытие группы евреев. Тогда прямо в лесу фашисты расстреляли 22 человека. За публикацию данной книги оба автора попали под суд. Тогда, хотя и с оговорками, суд занял сторону авторов, однако с его решением не согласилась польская общественность. А в СМИ так вовсе развернулась настоящая травля профессора Энгелькинг. Досталось тогда и судье, показательно не наказавшего излишне смелых авторов.

К настоящему времени ситуация только усугубилась. Примером тому служит случай с той же Барбары Энгелькинг, слишком свободно себя чувствовавшей в эфире телеканала TVN24. Тогда она заявила, что во время войны евреи надеялись на честность поляков, но впоследствии в них очень разочаровались. После этого на женщину ополчилась вся польская общественность. Ее обвинили в искажении исторической правды, посягательстве на честь польского народа. К сонму обвинителей присоединился лично премьер-министр Матеуш Моравецкий, заявивший, что профессор продвигает антипольские нарративы.

Не остановило обличителей даже открытое письмо в поддержку Энгелькинг, подписанное более чем тысячей историков, преподающих в университетах Польши и других стран мира. Министерство образования страны объявило его клеветой на польский народ, а всем польским вузам, преподаватели которых подписали данное послание, пересмотрели условия финансирования. Фактически им урезали выделение материальных средств за то, что часть их сотрудников поддерживает точку зрения Барбары Энгелькинг.

Прямым продолжением программы изменения истории является замена программы посещения школьниками Израиля образовательных поездок в Польшу. Если прежде израильские дети посещали только места, связанные с преступлениями против еврейского народа, то сейчас обязательными стали экскурсии в польские музеи, посвященные тематике зверств нацистов над поляками, а также польского движения Сопротивления. Только вот проблема заключается в том, что в ряде случаев «польскими партизанами» именуются персонажи, напрямую замешанные в убийствах евреев.

Подобные несуразности видят ученые и музееведы Израиля, но совершенно не замечают его правители. Они продолжают поддерживать тесные отношения со странами, открыто прославляющими убийц евреев в годы Холокоста, и почти не реагируют на общественные мероприятия, посвященные коллаборантам всех мастей, чья репутация покрыта несмываемой кровью убитых ими евреев.

По материалам jewish.ru Михаила Блокова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *